Подшипник — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.
Подпятник - опора с упорным подшипником.
Подшипник качения – опора вращающейся части механизма или машины, работающая в условиях преобладающего трения качения, обычно состоящая из внутреннего и наружного колец, тел качения и сепаратора, разделяющего тела качения и направляющего их движение.
Однорядный подшипник – подшипник качения с одним рядом тел качения.
Подшипник скольжения - опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.
Двухрядный подшипник - подшипник качения с двумя рядами тел качения.
Наружное кольцо подшипника качения – деталь подшипника качения, имеющая на внутренней поверхности дорожку качения. В зависимости от конструктивного исполнения наружные кольца различают: с одной или несколькими дорожками качения.
Внутреннее кольцо подшипника качения – деталь подшипника качения, с цилиндрическим или коническим отверстием, имеющая на наружной поверхности дорожку качения. В зависимости от конструктивного исполнения внутренние кольца различают: с одной или несколькими дорожками качения.
Тело качения - деталь подшипника качения, обеспечивающая взаимные перемещения сопряженных с ней поверхностей по принципу качения. В качестве тел качения применяют шарики или ролики.
Ролик – тело качения подшипника.
Сепаратор подшипника качения – составная часть подшипника качения, удерживающая тела качения на определенном расстоянии друг от друга.
Плоское упорное кольцо подшипника – деталь радиального роликового подшипника качения, прилегающая к торцу внутреннего кольца и выполняющая функцию бортика.
Дорожка качения – поверхность кольца подшипника качения, по которой катятся тела качения.
Торец подшипника качения – внешняя поверхность кольца подшипника качения, перпендикулярная оси подшипника.
Бортик кольца подшипника качения – выступ на кольце подшипника качения, ограничивающий поверхность дорожки качения.
Подшипник кассетного типа – двухрядный конический или цилиндрический роликовый подшипник с общим наружным кольцом, встроенными уплотнениями, заправленный смазкой и отрегулированный по зазорам.
Уплотнение подшипника – деталь подшипника кассетного типа, устанавливаемая в канавке с одной или двух сторон наружного кольца и предотвращающая от проникновения внутрь подшипника посторонних тел (вода, пыль, грязь и т.п.).
Кожух уплотнения подшипника – деталь уплотнения подшипника кассетного типа, устанавливаемая в канавке наружного кольца и закрывающая внутренние элементы уплотнения.
Неисправность подшипника – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативной, технической или конструкторской документации.
Дефект деталей подшипника – нарушение целостности деталей подшипника вследствие нарушения технологии изготовления.
Повреждение подшипника – нарушение целостности деталей подшипника вследствие воздействия циклических нагрузок в процессе его работы, монтажа, демонтажа, транспортировки и хранения.
Коррозия подшипника – естественный процесс, приводящий к окислению поверхностей деталей подшипников при их работе во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Фретинг-коррозия – естественный процесс, приводящий к окислению поверхностей деталей подшипников при их работе в условиях взаимного перемещения как во влажной среде, так и при ее отсутствии.
Контактно-усталостное повреждение – выкрашивание рабочих поверхностей колец и тел качения, вызванное процессом естественной усталости металла под действием знакопеременных нагрузок после истечения определенного срока эксплуатации подшипника.
Скол – нарушение целостности колец и роликов вызванное: перегрузками, создающими высокое напряжение в деталях, приводящее к растрескиванию и раскалыванию; дефектами металла; нарушением технологии изготовления (главным образом термообработки) и несоответствием геометрии деталей и контактируемых поверхностей.
Трещина на кольцах и роликах – нарушение целостности подшипника, вызванное: перегрузками, создающими высокое напряжение в кольцах и роликах, приводящее к растрескиванию и раскалыванию; дефектами металла; нарушением технологии изготовления (главным образом термообработки); нарушением технологии монтажа и демонтажа.
Вмятина в подшипнике – результат вдавливания твердых частиц отслаивающегося металла в результате образования контактно усталостных повреждений или попадания в смазку подшипника инородных твердых тел, а также длительного действия на подшипник, находящегося в состоянии покоя, нагрузок пульсирующего характера, приводящих к образованию на дорожках качения колец отпечатков от роликов, называемых "ложным бринеллированием".
Задир подшипника – естественный процесс, приводящий к изменению поверхностных слоев колец и роликов подшипника под действием высоких контактных давлений при разрыве масляной пленки и проявляющийся в виде выровов металла как хаотично расположенных, так и в виде строго геометрического рисунка ("елочка").
Электроожог – повреждение колец и роликов подшипника из-за прохождения электрического тока как в результате отдельных разрядов (кратеры) в течение короткого времени, так и при длительном времени воздействия (рифление) с определенной частотой.
Износ подшипника – естественный процесс, приводящий к изменению геометрии колец и роликов за счет абразивного действия микрочастиц отслаивающегося металла, выработкой смазкой своих свойств, попадания посторонних частиц (песок, пыль, грязь) и смешивание их со смазочным материалом.
Базовый типоразмер подшипника - типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую внутреннюю конструкцию и основное условное обозначение в соответствии с ГОСТ.
Базовый торец - торец подшипника качения, по отношению к которому задают допуск расположения или определяют отклонение расположения.
Базовый торец кольца - поперечная грань, спроектированная изготовителем как базовый торец подшипника, который может служить базой для измерений. Базовым торцом для измерения кольца обычно является немаркированный торец. Для симметричных колец, когда невозможно определить базовый торец, считается, что допуски относятся к любому торцу. Для подшипников, предназначенных для восприятия осевых нагрузок, им, в основном, является широкий торец. Для подшипников с наружными кольцами, имеющими упорный борт, базовым торцом является опорный торец упорного борта, предназначенный для восприятия осевой нагрузки.
Двойной упорный шариковый (роликовый) подшипник качения – сборочный узел, предназначенный для восприятия осевой нагрузки в обоих направлениях.
Двухрядный подшипник качения – сборочный узел с двумя рядами тел качения.
Действительный размер подшипника - размер детали, полученный путем измерения (например, диаметр, ширина и т.д.).
Подшипник скольжения - опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.
Шариковый подшипник качения (шарикоподшипник) - подшипник с шариками в качестве тел качения.
Роликовый подшипник качения (роликоподшипник) - подшипник с роликами в качестве тел качения.
Радиальный шариковый (роликовый) подшипник качения - шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия радиальных нагрузок.
Радиально-упорный шариковый (роликовый) подшипник качения - шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия радиальной и осевой нагрузок.
Упорный шариковый (роликовый) подшипник качения - шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия осевой нагрузки.
Упорно-радиальный шариковый (роликовый) подшипник качения - подшипник качения, предназначенный для восприятия преимущественно осевой нагрузки и имеющий угол контакта 45° и более.
Самоустанавливающийся упорный подшипник качения - упорный подшипник со сферической поверхностью базового торца, допускающий угловые смещения оси вала и корпуса.
Комбинированный подшипник качения - подшипник качения, представляющий собой сочетание радиального и упорного подшипников и предназначенный для восприятия радиальной и осевой нагрузок.
Шариковый (роликовый) подшипник качения для линейного перемещения - шариковый (роликовый) подшипник качения, обеспечивающий перемещение движущейся части (узла) в линейном направлении.
Шарнирный подшипник - подшипник, работающий по принципу трения скольжения, имеющий сферические рабочие поверхности наружного и внутреннего колец, предназначенный для восприятия радиальных и осевых нагрузок в подвижных и неподвижных соединениях.
Угол контакта - угол между радиальным направлением и прямой линией, проходящей через точки контакта тел качения с дорожками качения колец подшипника в осевом сечении подшипника; для дорожки качения с прямолинейной образующей - угол между радиальным направлением и линией, перпендикулярной к образующей дорожки качения наружного кольца.
Точность подшипника качения - степень соответствия действительных значений геометрических и функциональных параметров изготовленного подшипника качения и его деталей расчетным (номинальным) значениям.
Размерная серия подшипника качения - сочетание серий диаметров и ширин, определяющее габаритные размеры подшипника качения.
Многорядный подшипник качения - подшипник качения с более чем двумя рядами тел качения.
Подшипник качения с контактным уплотнением - подшипник качения с контактным уплотнением (уплотнениями) с одной или двух сторон.
Подшипник качения с защитными шайбами - подшипник качения с защитной шайбой (шайбами) с одной или двух сторон.
Шариковый (роликовый) подшипник качения со сферической поверхностью наружного кольца - радиальный шариковый (роликовый) подшипник качения со сферической посадочной поверхностью наружного кольца, которая позволяет подшипнику самоустанавливаться при монтаже, компенсируя при этом несоосность посадочных мест.
Сдвоенный радиально-упорный подшипник качения - комплект из двух специально подобранных радиально-упорных подшипников, который обеспечивает жесткое фиксирование вала в осевом или в радиальном и осевом направлениях.
Радиально-упорный подшипник качения с разъемным кольцом - радиально-упорный шариковый подшипник с разъемным внутренним или наружным кольцами, который может воспринимать осевые нагрузки в двух противоположных направлениях. В зависимости от профиля дорожек качения контакт шарика с кольцами при чисто радиальной нагрузке может быть в трех или четырех точках.
Разъемный подшипник качения - подшипник, у которого можно снять одно или оба кольца без разрушения какой-либо детали.
Подшипник качения с взаимозаменяемыми кольцами - разъемный подшипник качения, у которого съемное кольцо может быть заменено любым кольцом одноименного подшипника без ухудшения качества подшипника
Подшипник качения с невзаимозаменяемыми кольцами - разъемный подшипник качения, у которого замена съемного кольца может привести к нарушению качества подшипника.
Сферический шариковый подшипник качения - шариковый подшипник качения со сферической дорожкой качения на наружном кольце.
Игольчатый роликовый подшипник качения - роликовый подшипник качения с игольчатыми роликами в качестве тел качения.
Измерительная нагрузка в подшипнике - усилие извне, прилагаемое к испытуемому образцу при проведении измерения.
Измерительное усилие подшипника - усилие, прилагаемое наконечником индикатора или самописца к измеряемой поверхности.
Комбинированный подшипник качения - подшипник качения, представляющий собой сочетание радиального и упорного подшипников и предназначенный для восприятия радиальной и осевой нагрузок.
Комплектный подшипник качения - один из подшипников качения, входящих в состав сдвоенного подшипника или в комплект подшипников.
Конический роликовый подшипник качения - роликовый подшипник качения с коническими роликами в качестве тел качения.
Одинарный упорный шариковый (роликовый) подшипник качения - упорный шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия осевой нагрузки только в одном направлении.
Двойной упорный шариковый (роликовый) подшипник качения - упорный шариковый (роликовый) подшипник качения, предназначенный для восприятия осевой нагрузки в обоих направлениях.
Цилиндрический роликовый подшипник качения - роликовый подшипник качения с цилиндрическими роликами в качестве тел качения.
Игольчатый роликовый подшипник качения - роликовый подшипник качения с игольчатыми роликами в качестве тел качения.
Сферический роликовый подшипник - роликовый подшипник качения со сферической дорожкой качения на наружном кольце и бочкообразными роликами в качестве тел качения.
Номинальная ширина радиального и радиально-упорного подшипников - расстояние между двумя теоретическими торцами кольца, предназначенными для ограничения ширины подшипника. Номинальная ширина подшипника является, в основном, базовой величиной (базовым размером) для отклонений действительной ширины подшипника. Символ применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости. Символ применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами наружного кольца (когда символ неприемлем). Символ применяется, когда номинальная ширина (монтажная высота) подшипника является расстоянием между одним торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца.
Номинальная ширина упорного борта наружного кольца - расстояние между двумя теоретическими торцами упорного борта наружного кольца.
Номинальный диаметр отверстия - диаметр цилиндра, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном, цилиндрического отверстия, или диаметр конуса в определенной радиальной плоскости, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном, конического отверстия. Для подшипников качения номинальный диаметр отверстия является базовой величиной (базовым диаметром) для измерения отклонений действительной поверхности отверстия.
Номинальный диаметр отверстия комплекта тел качения- радиальный подшипник без внутреннего кольца, Диаметр теоретического цилиндра, вписанного внутрь всех тел качения.
Номинальный наружный диаметр - в основном цилиндрической наружной поверхности. Диаметр цилиндра, содержащий теоретическую наружную поверхность. Для подшипников качения номинальный наружный диаметр является, в основном, базовой величиной (базовым диаметром) для отклонений действительной наружной поверхности.
Номинальный наружный диаметр комплекта тел качения - радиальный подшипник без наружного кольца, Диаметр теоретического цилиндра, описанного вокруг всех тел качения.
Ось подшипника - ось внутреннего (тугого) кольца подшипника или цилиндра, вписанного в комплект тел качения. Если внутреннее кольцо отсутствует, то осью подшипника является ось цилиндра, вписанного в комплект тел качения.
Подузел подшипника - кольцо подшипника с телами качения или без них, или с сепаратором и телами качения, или тела качения с сепаратором в сборе, которые могут быть свободно отделены от подшипника.
приборный прецизионный подшипник качения. Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в приборах.
Приемочный допуск - допуск, установленный для приемочного контроля подшипников.
Прилегающая окружность - окружность минимального диаметра, описанная вокруг реального профиля наружной поверхности вращения, или окружность максимального диаметра, вписанная в реальный профиль внутренней поверхности.
Монтажная фаска - поверхность сопряжения торца с наружной поверхностью наружного (свободного) кольца или внутренней поверхностью внутреннего (тугого) кольца подшипника качения.
Защитная шайба - деталь радиального подшипника качения, устанавливаемая в канавке с одной или двух сторон наружного кольца и не имеющая контакта с внутренним кольцом подшипника.
Контактное уплотнение - деталь подшипника качения, устанавливаемая в канавке с одной или двух сторон наружного кольца и контактирующая с внутренним кольцом по поверхности контакта.
Упорное кольцо - разрезная пружинная шайба, устанавливаемая в канавке наружного кольца, фиксирующая подшипник в корпусе в осевом направлении.