Интервью с региональным директором SKF по России и СНГ Анатолием Усовым - Подшипники в России

Перейти к контенту
Пресс-центр > Интервью
Интервью
Интервью с региональным директором SKF по России и СНГ Анатолием Усовым

Интервью с региональным директором SKF по России и СНГ Анатолием Усовым



Региональный директор SKF по России и СНГ Анатолий Усов: «Успеху предшествует колоссальная работа. Имейте амбиции и умейте их воплощать»

Шведская международная машиностроительная компания SKF является крупнейшим в мире производителем подшипников, также производит уплотнения, системы смазки и мехатронные изделия. Деятельность компании в России началась еще в начале прошлого века. Сегодня подразделения SKF работают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Челябинске и Череповце. Компания владеет Инжиниринговым центром «Фабрика решений SKF» в Москве и открытым в 2010 году новым заводом по производству железнодорожных подшипников в Тверской области. В интервью Инвестиционному порталу Москвы региональный директор SKF по России и СНГ Анатолий Усов рассказал о деятельности компании, основных направлениях в развитии предпринимательства и главных критериях успеха в своем деле.

Расскажите, пожалуйста, как складывались отношения SKF c Россией?
Остановимся на нескольких знаковых моментах в http://www.skf.com/ru/index.html. В 2014 году компания отпраздновала 100-летний юбилей своего присутствия в России. В 1914 году в стране была открыта дочерняя компания SKF, которая уже в 1916 году запустила производство в Москве на первом в России шарикоподшипниковом заводе. Здание предприятия стоит на Шаболовке до сих пор. У нас также сохранился документ, лично подписанный Николаем II, – он давал одобрение на деятельность SKF в России. В 1928 году московский завод был национализирован, однако компания продолжала поставлять свою продукцию в Россию, в том числе во время Второй мировой войны.

Наша современная история в России началась в 1991 году, когда SKF оказалась в числе первых десяти компаний со 100%-м иностранным капиталом, зарегистрированных в стране.
До этого с 1986 года я работал в Италии, куда шведы приезжали несколько раз с просьбой вернуться в Россию и заняться этой работой. В итоге предложение я принял, с чего и началось непосредственное присутствие SKF в России.

В 2010 году SKF открыла завод в Твери и стала первой иностранной подшипниковой компанией, локализовавшей производство в России.

Что представляет собой деятельность компании в Москве? Как устроено производство здесь?
Компания активно развивает производство и в Москве. Здесь наша деятельность связана с технопарком «Мосгормаш», где мы арендовали и реконструировали 1,5 тысячи квадратных метров производственных площадей и открыли современное производство.

На территории «Мосгормаша» функционирует Инжиниринговый центр «Фабрика решений SKF» (SKF Solution Factory), на котором мы производим уплотнения, зубчатые ремни, восстанавливаем крупногабаритные подшипники, ремонтируем шпиндельные узлы для высокоточных станков, которые в основном были закуплены за рубежом.

Также там мы проводим обучение для наших клиентов и демонстрируем все возможности SKF. В первую очередь нашими клиентами являются такие предприятия, как Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь», Магнитогорский металлургический комбинат, Новолипецкий металлургический комбинат, предприятия Группы Илим и другие.

Что касается производства уплотнений, то мы можем очень быстро, в течение одного дня, изготовить уплотнение по индивидуальным требованиям клиента. Для этого у компании есть специальное оборудование, которое позволяет не только оперативно выполнить заказ, но и сделать это по предоставленному клиентом чертежу или образцу.

Таким образом, в технопарке функционирует полноценный инжиниринговый центр, который базируется на пяти технологических платформах SKF, куда входят подшипники и подшипниковые узлы, уплотнения, мехатроника, системы смазки и сервис.

Как видите, компания перестала быть просто поставщиком подшипников, как это было много лет назад. Тогда мы позиционировали себя именно как поставщики продукции. Сейчас мы переходим к поставке инженерных решений, обеспечивающих повышенную экономическую эффективность, которая включает в себя эти пять технологических платформ. Команда SKF убеждена, что недостаточно поставить только высококачественные подшипники для того, чтобы оборудование работало с высокой эффективностью.

Взаимодействуете ли вы с Правительством Москвы? Насколько продуктивно это сотрудничество?
Тут следует начать с истории, как мы вообще оказались в технопарке «Мосгормаш». Бывший руководитель советской подшипниковой промышленности, заместитель министра автомобильной промышленности Борис Гайкович Шахназаров, которого я хорошо знал, познакомил меня в начале 2000-х годов с директором «Мосгормаша». Позже, в 2004 году, началось наше непосредственное сотрудничество, и мы приступили к созданию там своего индустриального сервис центра.

Все начиналось с восстановления подшипников и ремонта шпиндельных узлов, затем мы продолжали наращивать обороты и сейчас предоставляем самые разнообразные инженерные услуги клиентам.



Компания SKF высоко ценит тот интерес, который проявляет к нам руководство «Мосгормаша» и Правительства Москвы. Нам очень важно, чтобы наша деятельность имела значение для города. Ситуация коренным образом изменилась за последние годы, и сегодня руководство города интересуется и поощряет развитие предпринимательства в регионе.

Какими принципами руководствуется компания при работе с клиентами?
У компании, вышедшей на рынок более ста лет назад и работающей в таких сегментах промышленности, как авиация, автомобилестроение, станкостроение, нефтегаз, целлюлозно-бумажная промышленность и металлургия, накопился очень большой опыт с точки зрения знания всех узлов вращения, где есть подшипники. Мы очень хорошо знаем оборудование, в котором применяется наша продукция. Поэтому с клиентами мы предпочитаем работать не только тогда, когда машина выйдет из строя, а уже на стадии проектирования. Мы приносим свои конструкторские предложения, а после на протяжении всего жизненного цикла машины, начиная от проектирования, затем при ремонте, модернизации и до утилизации оборудования, мы работаем с клиентами в постоянном контакте.

С кем еще помимо металлургических компаний работает SKF?
Железнодорожная отрасль на сегодняшний день является для нас одной из самых приоритетных в России. Сейчас производители железнодорожной техники испытывают большие трудности, так как рынок подвижного состава многократно сократился. Тем не менее производство инновационного подвижного состава, и прежде всего грузовых вагонов с повышенной нагрузкой на ось, сейчас из года в год растет. Завод SKF в Твери был построен как раз для того, чтобы поставлять в этот сегмент инновационную подшипниковую продукцию, которая, в первую очередь, востребована в грузовых железнодорожных вагонах нового поколения.

Мы первые, кто предложил такой продукт в России. Тут нашими крупнейшими клиентами являются Тихвинский вагоностроительный завод, «Уралвагонзавод» и «Алтайвагон».

Актуальной областью, где также необходима наша продукция, по-прежнему остается станкостроение. Буквально месяц назад мы организовали специальную группу, которая будет заниматься этим направлением. В эту отрасль сегодня идут инвестиции, в том числе иностранные, в частности, например, компания DMG Mori, построившая завод в Ульяновске. Планируется, что он будет запущен в сентябре 2015 года и начнет производить ежегодно примерно 1000 современных металлорежущих станков. Естественно, станки – это то оборудование, в котором есть все наши пять технологических платформ.

Мы также активно работаем с российскими компаниями, которые пытаются возродить отечественное станкостроение – это «Станкопром», группа «Стан», завод «Седин». Мы предлагаем этим клиентам не только наши продукты, но и проектирование современных узлов, а также техобслуживание – они нам дают техническое задание, а мы обеспечиваем его решение.

Особое внимание компания уделяет защите окружающей среды. Как SKF осуществляет контроль за производством? Какие кампании по защите окружающей среды вы проводите?
Вы верно отметили: SKF уделяет большое внимание этому вопросу. Действительно, завод компании в Твери самый современный не только с точки зрения технологии производства, но и с точки зрения охраны окружающей среды. На заводе снижено потребление электроэнергии, а также количество вредных выбросов в атмосферу. Это первый в России и один из первых в Европе завод, сертифицированный по американскому стандарту LEED (прим. ред. – Leadership in Energy and Environmental Design – «Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании»).

Эти же стандарты распространяются на нашу деятельность в SKF Solution Factory на территории технопарка «Мосгормаш».



Более того, для защиты окружающей среды компания разработала специальную программу Beyond Zero. Наши заводы, производя свою продукцию, наносят определенный ущерб атмосфере, поэтому у каждого предприятия есть план ежегодного снижения вредных выбросов на 5%, несмотря на рост производства.

В компании есть программы, обеспечивающие минимальные выбросы, связанные со всеми аспектами нашей деятельности, в частности, учитывается количество командировок, в которые представители SKF отправляются на самолетах. Кроме того, у нас серьезные требования к корпоративному автопарку. К примеру, наши автомобили не должны выбрасывать более 160 грамм углекислого газа на километр пробега. Эти требования распространяются на всех сотрудников компании, никаких исключений тут нет.

Какие главные задачи стоят перед компанией SKF сегодня?
Безусловно, наша главная задача на сегодняшний день – это внедрение инновационных технологий в производство. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы продолжаем серьезно инвестировать в НИОКР (прим. ред. – Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Примерно 10% выручки Группы SKF вкладывается в подобного рода проекты.

Все подразделения компании работают над улучшением технологий производства, поэтому высокое качество выпускаемой нами продукции по-прежнему востребовано. Приведу один пример. Более 20 лет назад компания SKF изобрела самоустанавливающийся роликоподшипник CARB, в котором фактически сочетаются сразу несколько подшипников. Сегодня он уже массово применяется, работает на многих предприятиях. Мы регулярно поставляем его клиентам и поддерживаем его обслуживание: производим ревизию, восстанавливаем по специальной технологии. Это одна из тех услуг, которая, в частности, предоставляется нашей компанией на территории «Мосгормаша».

Сейчас все больше мы работаем с клиентами, используя так называемую концепцию полного сервиса IMS (Integrated Maintenance Solutions): мы не просто поставляем или продаем продукт, а полностью берем на обслуживание узлы вращения конкретного производственного оборудования. Почему компаниям такой принцип должен быть интересен? Дело в том, что если у компаний есть оборудование, то и заложен бюджет на его ремонт в случае поломки. Мы же приходим к клиентам и предлагаем сократить эти расходы на 10-15%, к тому же мы даем гарантию и обеспечиваем работоспособность оборудования.

Мы предлагаем такую модель взаимодействия уже много лет. Лучший пример такого сотрудничества – наша работа с компанией «Северсталь», где сначала мы обсуживали узлы одной машины непрерывной разливки стали, далее стали работать с двумя. В итоге сейчас мы обслуживанием все пять машин Череповецкого металлургического комбината, в заводских цехах постоянно присутствуют наши сотрудники, там же находится и наш склад.

С какими проблемами вы сталкиваетесь в своей работе?
Одна из главных проблем, с которыми SKF сталкивается в России, связана с присутствием на рынке контрафактных подшипников. Такая продукция в больших объемах идет из Китая. По нашим данным, сегодня до 24% рынка подшипников в России имеют китайское происхождение, к тому же импорт из Китая продолжает расти.

Буквально несколько дней назад мы выяснили, что на один из машиностроительных заводов в Волгодонске были поставлены два крупногабаритных подшипника, производителями которых была указана компания SKF. Фальсификацию обнаружили вовремя, но подобного рода факты обращают на себя пристальное внимание со стороны компании, так как тут речь идет о повышенном уровне безопасности.

Сейчас мы сотрудничаем с Некоммерческим партнерством «Антиконтрафакт», которое и помогает нам отслеживать такие случаи, и мы намерены совместно значительно усилить борьбу с таким опасным бизнесом.

Расскажите, пожалуйста, о тех проектах, которые вы намерены реализовать в ближайшем будущем?
В скором времени на заводе в Твери мы планируем начать производство систем смазки. Это станет важным шагом в области локализации нашего производства в России.

Что касается нашего производства железнодородных подшипников, то мы активно работаем над импортозамещением по поставкам компонентов – кольцам, роликам и пр., т.е. увеличением глубины локализации нашего продукта, которая в обозримом будущем должна достигнуть 90%.

В глобальном же смысле наша задача продвигать на нашем рынке идеи компании и тут у нас есть девиз: «Миру – знания SKF» (To equip the world with SKF knowledge). За многие десятилетия работы компания накопила большой опыт, которым хочет делиться с клиентами и коллегами. Мы тесно общаемся с представителями российской подшипниковой промышленности, поэтому понимаем, как много еще предстоит работы.

Назовите, пожалуйста, три главные составляющие успешного ведения бизнеса в Москве.
Инновации в производстве, профессионализм и нацеленность на прогресс, а также забота о своих сотрудниках. И, конечно, очень важно не забывать, что успеху предшествует колоссальная работа, поэтому нужно иметь амбиции и уметь их воплощать. В SKF есть такой принцип: Think global, act locally – мы мыслим глобально, но действуем с учетом реалий каждого отдельно взятого региона.

Источник: Городское агентство управления инвестициями

Источник информации: http://investmoscow.ru/calendar-of-events/2015-08/2015-08-25/regionalniy-direktor-skf-po-rossii-i-sng-anatoliy-usov/

19.01.2017
Назад к содержимому