Последствия вступления в ВТО для подшипниковой отрасли в России - Подшипники в России

Перейти к контенту
Пресс-центр > Статьи
Статьи
Последствия вступления в ВТО для подшипниковой отрасли в России

Последствия вступления в ВТО для подшипниковой отрасли в России

ПОДШИПНИКОВАЯ ОТРАСЛЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА - 4 ЛИДИРУЮЩИЕ КОМПАНИИ ЗАНИМАЮТ 52% РЫНКА
Структура мирового рынка подшипников по производителям, %, 2010 г



ПОЗИЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА СВОИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ОСТАЮТСЯ ДОМИНИРУЮЩИМИ
Структура продаж производителей подшипников по регионам, %, 2010 г.



ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА подшипников
Сравнение российского и мирового рынков подшипников



Прим.: Индустр. Сегмент включает металлургию, энергетику, целлюлозо-бумажную промсть, электротехнику и т.д. "Прочие" включает специальные/авиационные подшипники
Данные по рос. рынку пересчитаны в $ по среднему курсу за 2010 г.($1 = 30.37 руб.)

Характеристики рынка

  • В 2010 г. российский рынок подшипников оценивался в $ 0,78 млрд., что составляет 1,6% мирового рынка
  • Текущий этап развития отрасли характеризуется началом консолидации российских игроков и выходом на рынок иностранных производителей
  • Спрос на подшипники будет определяться отраслями, обладающими значительным долгосрочным потенциалом роста, включая транспортное машиностроение (напр., вагоностроение), тяжелое машиностроение и энергетику
  • Уровень проникновения иностранных OEM-производителей высок

Российские поставщики подшипников (2010 г., в $)



Основные факторы роста

Средние темпы роста рынка в 2010-2012 гг. прогнозируются на уровне 11% в год. Рост будет определяться преимущественно следующими сегментами:

- Ж/д (средний рост -17% в 2010-2012 гг.): Стратегия развития транспорта в РФ предполагает масштабную модернизацию и обновление парка вагонов наряду с наращиванием производства вагонов с улучшенными характеристиками и переходом к использованию TBU к 2030 г.
- Спец. подшипники (средний рост - 8% в 2010-2012 гг.): Объединенная авиационная корпорация планирует повысить конкурентоспособность российской авиапромышленности и наращивать производство самолетов на 11-15% в год в ближайшие 4-5 лет.
- Автомобильный (средний рост -18% в 2010-2012 гг.): преимущественно под влиянием роста спроса на индустриальные и автомобильные подшипники.

Динамика темпов роста рынка подшипников в России



Комментарии:

  • Средний рост рынка в России за 2004-2008 гг. в рублях составлял ок. 14% в год (или +18% в год в долларах)
  • Потребление подшипников в России растет более высокими, чем в мире, темпами по причине быстрого развития ключевых отраслях

Динамика темпов роста мирового рынка подшипников



ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ПОДШИПНИКОВ: ЭКСПОРТ И ИМПОРТ
Импорт подшипников в Россию 2010 г



Цена за килограмм импортируемых подшипников в Россию 2010 г (дол/кг.)



Экспорт подшипников из России



Цена за килограмм экспортируемых подшипников из России 2010 г



РОССИЙСКИЙ Ж/Д СЕКТОР

Прогноз потребления подшипников в Ж/Д отрасли в млрд. руб.


Источник: прогноз Компании

TBU устанавливаются на новые типы ж/д вагонов. В России представлены подшипники двух производителей - SKF и ЕПК-Бренко. Начиная с 2012 года, ежегодное производство грузовых вагонов с использованием TBU будет расти на 3 тыс. штук

Количество грузовых вагонов с использованием TBU в РФ, тыс. шт.



Вышеперечисленные факторы способствуют приросту объема потребления подшипников в среднем 14% ежегодно и изменению структуры потребления (в частности использование TBU).

Технические особенности TBU:

-Повышенная грузоподъемность -Воспринимает значительные ударные нагрузки -Защищен от вредных воздействий окружающей среды -Длительный срок эксплуатации -Простота монтажа и демонтажа -Компактность узла
-Гарантийный срок подшипников TBU - 8 лет или 800.000 тыс. км.

ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ : ПРОГНОЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Прогноз производства легковых а/м по России млн.шт.



Источник: Минэкономразвития
Парк легковых а/м в России, млн.шт.



Источник: Roland Berger Strategy Consultants
Прогноз потребления подшипников в автопроме млрд.руб.



Источник: расчеты Компании

Среднегодовой темп роста рынка легковых автомобилей в прогнозный период составит около 14%, грузовых автомобилей - 15%. Данная тенденция увеличения рынка автомобильной техники обусловлена:

  • увеличением платежеспособного спроса как со стороны физических, так и юридических лиц в связи с увлечением реальных располагаемых доходов населения
  • сохранением действующего уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка;
  • развитием в новых условиях проектов по промышленной сборке автомобильной техники, в том числе в части повышения уровня локализации совместных предприятий, интенсификацией процессов организации на территории Российской Федерации производства автомобильных комплектующих.

Рост объемов внутреннего рынка автомобильной техники обусловит увеличение поставок импортной продукции на внутренний рынок. Так, объем импорта легковых автомобилей в 2014 году относительно уровня 2010 года увеличится на 77%, грузовых - на 150 процентов. При этом рост отечественного производства в указанный период составит в части легковых автомобилей 88%, грузовых автомобилей - 109%, автобусов - 29 процента.

Учитывая данные тенденции к 2014 году доля легковых автомобилей российского производства на внутреннем рынке стабилизируется на уровне 60%, грузовых - 67 процентов.

Указанная динамика производства автомобильной техники будет в том числе обусловлена реализацией мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности автомобилей российского производства, к которым в том числе относятся:

  • инвестиционные проекты по созданию новых конкурентоспособных производств;
  • программа инновационного развития ОАО «АВТОВАЗ» на 2011-2016 годы, в рамках которой предполагается разработка и внедрение в производство новых, в том числе инновационных технологий проектирования и производства автомобилей;
  • проект по обновлению парка автобусной техники;
  • поддержка автопроизводителей сельскохозяйственной техники путем субсидирование кредитов под инвестиционные проекты.

РОССИЙСКИЙ ОБОРОННЫЙ И АВИАЦИОННЫЙ СЕКТОР: ПРОГНОЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Прогноз производства гражданских в/с (шт)



Источник: ГКС, Минэкономразвития
Прогноз авиапарка (млн. шт.)



Источник: Roland Berger Strategy Consultants
Прогноз потребления специальных подшипников млрд.руб.



Источник: прогноз Компании

Основным фактором развития производства в 2012-2014 гг. в авиастроительном комплексе будет увеличение поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа (в 3,4 раза в денежном выражении) и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития гражданского сектора данного комплекса.

В 2012-2014 гг. государственная поддержка развития авиационной промышленности составит 270 млрд. руб. , в т.ч.:

  • Стимулирование спроса.
  • Поддержка производственной деятельности.
  • Реализация инвестиционных проектов, в т.ч. и на инновационное развитие.

Развитие судостроительного комплекса в 2012-2014 гг. будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа (в 3 раза в денежном выражении), расширением военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения.

В 2012-2014 гг. государственная поддержка развития судостроительного комплекса составит 140 млрд. руб. Планируется увеличение объемов производства военного и гражданского кораблестроения в 2014 году относительно 2010 года более чем на 70 процентов.

На развитие производства космической техники в 2012-2014 гг. будет оказывать влияние эффективность реализации программных документов в сфере космической деятельности, суммарный объем финансирования которых в указанный период за счет средств федерального бюджета может составить около 500 млрд. рублей.

Осуществление космической деятельности приведет к увеличению запусков космических аппаратов и соответственно к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения, в связи с чем индекс производства космических аппаратов в 2014 году по отношению к 2010 году составит 167 процентов.

РОССИЙСКИЙ ОБОРОННЫЙ И АВИАЦИОННЫЙ СЕКТОР

Характеристика сектора

- Спрос преимущественно зависит от долгосрочных государственных заказов
- Основной заказчик — Министерство обороны РФ
- Согласно прогнозам, в течение следующих 5 лет на военные цели и оборону будет израсходовано в среднем 3,5% ВВП

■ Мировые военные расходы постоянно растут
■ Недавний всплеск спроса в связи с конфликтными ситуациями в российской внешней политике (размещение системы ПРО США в Чехии, грузино­осетинский конфликт)
■ Ключевое направление российской политики — авиация и аэрокосмонавтика

Крупнейшие импортеры российской оборонной продукции — Китай, Индия и ОАЭ
Военные расходы и расходы на оборону России



Источник: Министерство финансов РФ; Центр анализа стратегий и технологий (Центр ACT); журнал «Национальная оборона»
Государственные программы в поддержку оборонной и авиационной промышленности России
Страны с самыми высокими военными расходами, 2010г.



Источник: Usa Today; hurriyetdailynews.com

В 2012-2014 гг. в структуре расходов бюджетной системы наиболее быстро будут расти расходы на силовой блок в результате принятия новой государственной программы вооружений. Доля расходов на национальную оборону и безопасность к 2014 году должна увеличиться до 18,1% от общего объема расходов бюджетной системы против 14,8% в 2011 году.

Прим. OAK - российская государственная корпорация, объединяющая авиастроительные предприятия и активы, участвующие в производстве, проектировании и продаже военных, гражданских, транспортных и беспилотных самолетов

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ СЕКТОР

Рост промышленного производства



Производство электроэнергии



Производство основных видов продукции черной металлургии



Прогноз потребления индустриальных подшипников млрд. руб



Источник: ГКС
По оценкам экспертовобъем промышленного производства за 2011-2014 гг. увеличится на 17% (или на 15% к уровню 2008 года).

В прогнозный период продолжится тенденция к диверсификации производства.
В структуре производства будет увеличиваться доля отраслей высокой степени переработки и сокращаться доля сырьевых производств.

По итогам 2011 года наиболее значительный рост ожидается в производстве машиностроительной продукции (115,4%), что обусловлено ростом спроса в отраслях- потребителях (нефтегазовая промышленность, энергетика, строительство).

Производство электроэнергии в 2011 году (с учетом итогов первого полугодия 2011 г.) превысит докризисный уровень и составит101,5% к уровню 2010 года.
Для обеспечения спроса в 2011-2014 годы планируется ввод мощностей в объеме более 29 ГВатт. Суммарные инвестиции в этот период прогнозируются в размере 3999,5 млрд. рублей.

В металлургическом секторе ожидается более умеренная динамика роста производства в 2012-2014 гг. по сравнению с 2010 и 2011 годами, что обусловлено завершением периода бурного посткризисного восстановления секторов-потребителей и, как следствие, снижением темпов роста спроса на металлургическую продукцию. Ожидается, что и в среднесрочной перспективе развитие российского металлургического производства будет определяться динамикой ожидаемого роста внутреннего потребления металлургической продукции, прежде всего в гражданском строительстве, машиностроении и трубопроводном транспорте.

Главным фактором, определяющим развитие производства продукции лесопромышленного комплекса России (в т.ч. ЦБП), является динамика внешней конъюнктуры.
Перспективы развития основных отраслей формируют динамику потребления индустриальных подшипников с ежегодным приростом 10%.

ПОДШИПНИКОВАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН ИМЕЕТ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СТАДИЙ. РОССИЯ НАХОДИТСЯ В НАЧАЛЕ СТАДИИ РОСТА



ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДШИПНИКОВОЙ ОТРАСЛИ РФ
Расположение подшипниковых заводов на территории РФ




ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТСТАЮТ ОТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕРНОВ

Производительность подшипниковых компаний, тыс. долл. на чел., 2010 г.



ДОЛЯ ИМПОРТИРУЕМЫХ ПОДШИПНИКОВ НА РЫНКЕ РОССИИ ПРЕВЫШАЕТ АНАЛОГИЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДРУГИХ СТРАН В 2-4 РАЗА
Доля импортируемых подшипников в различных странах, %, 2010 г.



АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА, СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ И ВОЗМОЖНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПРИВОДИТ К ВЫВОДУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЧЕТЫРЕХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ


В 2007 Г. РОССИЯ ВВЕЛА АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ, ЧТО ПОЗВОЛИЛО СДЕРЖАТЬ ИМПОРТ ПРОДУКЦИИ НА ТЕКУЩЕМ УРОВНЕ.
Динамика структуры рынка подшипников РФ, %



В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМ ПОСТАВЩИКОМ ДЛЯ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА И СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Доля закупок отечественных подшипников по отраслям, %, 2010 г.



В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ СЕГМЕНТОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫБРАНЫ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ



РЕАЛИЗАЦИЯ ВСЕХ НАЗВАННЫХ МЕР ПОЗВОЛИТ К 2015 Г. УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПОДШИПНИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ В 2,3 РАЗА



ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ БЫЛИ ОБЪЯВЛЕНЫ НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ОДНАКО ИХ ДЕЙСТВИЕ ЛИБО ЗАПАЗДЫВАЕТ, ЛИБО НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ПОДШИПНИКОВУЮ ОТРАСЛЬ



*«План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», подготовленный в соответствии с поручением Президента РФ

Источники: Минпромторг; МЭР; Ведомости

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ ПО ПОДДЕРЖКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПОДШИПНИКОВ (С УЧЕТОМ УЖЕ НАМЕЧЕННЫХ МЕР)

1) Для стимулирования спроса на отечественные товары со стороны российских корпораций:

· ускорить разработку Федерального закона о закупках госкорпораций и организаций, принадлежащих естественным монополиям, в части установления преференций для поставщиков конкурентоспособных российских подшипников;

· обязать компании, использующие средства господдержки, а также компании, в которых доля государства составляет не менее 50%+1 акция, устанавливать при проведении тендеров преференции отечественным поставщикам (производителям) подшипников при условии обеспечения их надлежащего качества и сопоставимости цен.

2) Для устранения недобросовестной конкуренции со стороны импортеров :

· увеличить импортные пошлины на ввоз подшипников из Китая;

· исключить возможность реэкспорта подшипников из стран, не имеющих собственного производства.

3) Для предотвращения торможения и остановки начавшихся процессов модернизации, технического перевооружения и создания новых мощностей по производству подшипников:

· срочно разработать документы о субсидировании процентных ставок по кредитам, предоставляемым производителям подшипников на модернизацию, техническое перевооружение и создание новых мощностей

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ




ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

В России подготовлены стратегии развития отдельных отраслей, которые должны обеспечить их ускоренное развитие. Стратегии в значительной степени полагаются на государственную поддержку и защиту от иностранной конкуренции на переходном периоде, чтобы отрасли смогли провести модернизацию и реструктуризацию. Вступление в ВТО сделает реализацию этих стратегий невозможной, ожидаемый ускоренный рост реализован не будет. Для экономики это означает упущенные возможности роста, которые также необходимо учесть при оценке влияния вступления в ВТО.

Консервативные оценки позволяют говорить об ускорении роста в среднем на 2% в год для машиностроения при реализации стратегии развития. Это размер потенциальных потерь при вступлении в ВТО. 0,8 трлн. руб. - это упущенные возможности роста машиностроения.

Вступление в ВТО не только снизит конкурентоспособность отечественных производителей подшипников в краткосрочной перспективе, но также ухудшит привлекательность инвестиционных проектов для российских промышленников. То есть отсутствие развитой институциональной среды не позволит компенсировать данный негативный эффект за счет значительного притока иностранных инвестиций, по крайней мере в ближайшие 5-7 лет. Именно столько времени, по нашему мнению потребуется для снятия всех существующих институциональных барьеров для зарубежных инвесторов.

К 2020 году в отрасли подшипникостроения около 17 тысяч человек потеряют работу по причине исчезновения многих подшипниковых производителей. Отрасль подшипникостроения также уязвима, как отрасль машиностроения в целом, так как снижение выпуска в большинстве других отраслей приведет к падению спроса на продукцию отечественных машиностроителей и еще больше усугубит тяжелое положение отрасли.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ


Источник информации: http://wto-inform.ru/upload/Conference/moskalenko.pdf
Назад к содержимому